Образы революции на фарфоре
Из всех аксессуаров, которые присутствуют чуть ли не в каждом доме, храня память времени, посуда, и фарфоровая посуда в частности, а также декоративные предметы из фарфора занимают практически главенствующее место. Особый интерес вызывают те изделия, которые созданы в революционную эпоху, являющуюся по-своему романтической.
Особенностью изделий того времени явилось то, что во времена Гражданской войны в России был дефицит бумаги, а посему правительством большевиков было решено использовать в качестве предметов агитации такие, как посуда столовая, фарфор, вазы декоративные – все то, что изготовлено еще во времена царствующих особ на фарфоровом Петроградском заводе.
И теперь уже вместо ставших традиционными орнаментов и героев мифов художникам предприятия приходилось отображать картины революционных сюжетов. Таким образом, на свет появилась посуда столовая в виде тарелок, имеющих надписи «Земли – трудящимся!», украшенные лозунгом «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» чашки, супницы с лозунгом «Кто не работает – тот и не ест».
Стоит отметить, что столь оригинальная идея пришлась по душе не только лишь самим ее авторам, но и известным в то время художникам, которые тотчас приступили к разработке различных сюжетов революционной агитации на изделиях.
К примеру, активно к вопросу подошел К.С.Петров-Водкин. Тарелки, чашки и другая фарфоровая посуда, изображающая символы новой эпохи в виде колосьев, серпа и молота в скором времени поступили практически во все питерские магазины.
После того, как закончилась Гражданская война, данное направление было продолжено. Голод в Поволжье сопутствовал производству целой серии фарфоровой посуды, которая была ему посвящена. В Петрограде, кроме различных тарелок и чашек, также как и на других заводах, стали выпускаться еще и небольших размеров скульптуры из фарфора, к которым относились фигурки чекистов, красноармейцев, простых рабочих.
Отдельного внимания удосуживаются и красно-белые шахматы, сделанные из фарфора. Созданы они были Наталией Данько, известной художницей. Традиционные черные и белые фигурки были заменены художницей на белый и красный цвета, суть которых символизировала противостояние старой и новой силы – революционной России и царского режима, соответственно.
Красным королем здесь выступал рабочий, с революционным символом в руках – кувалдой. Его пешками же стали крестьяне с пшеничными колосьями и серпами. Белыми пешками, естественно, изображены скованные цепями рабы.
Выпуск таких революционных шахмат осуществлялся в немереном количестве, на сегодняшний день полюбоваться ими есть возможность в любом из краеведческих музеев. Покопайтесь и Вы в собственных кладовых, вполне вероятно, что и у Вас могут быть найдена фарфоровая посуда или другие изделия того времени. Идеальное место для его хранения в Вашей квартире – это полки или стены!