Чудо красного фарфора
Издавна фарфор представлял собой раритет, направленный на украшение быта обеспеченных людей, также он являлся и тем объектом, увлечение коллекционированием которым являлось буквально поголовным. Хранение фарфоровых изделий являлось аккуратным и бережным, впоследствии изделия передавали по наследству, что в дальнейшем наделяло обладателя чувством неизмеримой гордости.
Что примечательно, немногие знают о том, что существует и такой материал, который по собственным характеристикам является достаточно близким к белому фарфору, но обладает, тем ни менее, свойствами, присущими лишь ему самому, что делает его не менее привлекательным.
Изначально попытаемся внести небольшое определение. Речь идет о «красном фарфоре» - который представляет собой красножгущуюся массу из глины, приготовление которой предполагает применение особой рецептуры. Содержащиеся в ней добавки, количество и, собственно состав, которых держится изготовителем в строжайшей тайне, дают возможность производить над изделиями «фарфоровый» обжиг при температуре порядка 1300°C. Данный обжиг определяется как «высокий», а черепок при нем становится необычайно твердым и водонепроницаемым, его спекание происходит до состояния «каменной массы», на основании чего и цвет, приобретаемый керамикой, становится столь необычным.
Естественно, что глиняная масса в целом не представляет собой гарантии создания впоследствии замечательного сосуда, а лишь определяет возможность тому, чтобы приоткрыть «заветную дверку». Кроме того, кто из вас станет спорить об общеизвестном факте, о том, что одна и та же мука представляет собой возможность двум хозяйкам создать два совершенно разных пирога.
Изделий же, которые созданы на основе красножгущейся глины, в целом существует достаточно много, однако лишь малая толика из них создана в соответствии с принципами, применяемыми для работы с фарфором:
-изящность и элегантность, отточенность форм готовых сосудов (вне зависимости от вида изделия, будь то вазы декоративные, сервизы, статуэтки, посуда столовая);
- тонкость скульптурной работы, особое внимание к каждой детали;
- богатство палитры в росписи, выполнение которой производится с применением различных техник и, конечно же, на основании высочайшего уровня мастерства;
Что касается ценности данных работ, то она определяется не только исключительной их редкостью.
Особенностью «красного фарфора» является то, что он весьма требователен и к гончару, и к художнику, а «погубить» его можно как до обжига, так и в его процессе. При этом если производство, в частности его технология, касающаяся белого фарфора, отточена на протяжении веков, и при этом даже в ней зачастую могут происходить сбои, то что уже говорить о таком фарфоре, как «красный». В его производстве керамистам приходится действовать практически наощупь, поддаваясь интуиции, а также постоянным поискам и попыткам.
Вероятно, что еще длительное время «красный фарфор» будет представлять собой драгоценную роскошь, доступную далеко не каждому. Причем дело здесь даже не в его стоимости, которая является совершенно невысокой, в частности, при сравнении ее с тем же белым фарфором.
Дело, скорее, заключается в определенной потаенности и волшебстве «красного фарфора», которые открываются совсем не каждому и не сразу. Тем ни менее, истинный ценитель, который уже порядком пресытился роскошью белого фарфора, который представляют различные вазы декоративные, сервизы, посуда столовая и прочие его атрибуты, все также неизменно стремится к возвращению к глубине и близости для души столь неброской по своей сути красоте «красного фарфора».
Для «красного фарфора» характерно соответствие множеству цветовых оттенков, которые могут быть от практически черного до медового, от пурпурного и медного до терракотового и рыжего. Такие возможности позволяют работать не только над росписью черепка, но и над его цветом. Температура обжига, а также содержание непосредственно в глине тех или иных химических элементов, позволяют создать различные элементы, отличные по цвету для скульптуры или сосуда. При этом данные элементы могут быть как «каленые», так и «мягкие», соответствовать цвету «спелой вишни» или «песчаным дюнам», а могут быть и вовсе схожи с молодым вином.
В целом же «красный фарфор» - это возможность создания уюта, который подвластен лишь для горящего очага, пения сверчка терпкости и хмеля вина. Это солнечная спелая рожь, утонченный аромат свежеиспеченного хлеба, это мерцающий ночью костер. Это запах, который присущ только для улья, это вкус, которым наделен только мед. Это облака, опаленные пурпурным закатом. Это прощание, которое создают опадающие листья. Это Покой и Мудрость, это Тепло и Верность…