«Декор кобальтовая сетка»
Среди массы различных видов декора и не меньшего количества разнообразия его узоров, самым знаменитым и узнаваемым считается «кобальтовая сеточка».
Такой вид росписи впервые украсил фарфор в далеком 1945 году, став с тех пор общепризнанной классикой в искусстве декора, а также главным фирменным знаком, принадлежащим Ломоносовскому фарфоровому заводу (более известным как Императорский Фарфоровый Завод). Именно мастером с этого завода была и создана такая «кобальтовая сеточка», звали его, а точнее ее Анна Яцкевич. Изначально узор был золотым, а не кобальтовым. Такой узор сервизы из фарфора получили уже после войны. Прошел год и Яцкевич изменила традиционный золотой узор на привычный теперь кобальтовый узор. Впервые данный вид декора был использован в оформлении чайного сервиза «Тюльпан», созданный в соответствующей форме Серафимой Яковлевой. Уже в 1958 году простой и в тоже время элегантный узор «кобальтовая сетка» в прямом смысле покорила весь мир. В этом же году проводится первая всемирная выставка, организованная в Брюсселе. Здесь фарфоровым заводом было предоставлено множество лучших своих произведений, в числе которых находились и предметы, в декоре которых использовался и этот вид росписи. Сервиз, который был обрамлен данной «кобальтовой сеткой» даже не готовился к выставке, он просто был включен в ассортимент, производимый заводом. Тем самым для самого ЛФЗ получение награды в виде золотой медали за форму и узор сервиза стало полнейшей неожиданностью.
Каким образом возник такой узор, как «кобальтовая сетка»? Бытует версия о том, что узор, воплощенный мастером Яцкевич был в большей степени навеян мотивами сервиза под названием «Собственный». Изготовлен он был для Императрицы Елизаветы Петровны в середине XVIII века Дмитрием Виноградовым, тем самым мастером, благодаря которому и в России стал производиться фарфор. Кроме того, одним из сервизов, предназначенным для императорского двора Николая I и создаваемым на ИФЗ в качестве праздничного сервиза являлся «Кобальтовый сервиз». Он представлял собой повторение своего знаменитого предшественника, имеющего такое же название. Изготовлен он был в свое время в стенах Венской мануфактуры как спецзаказ Иосифа II, Австрийского императора. Именно этот столовый сервиз был определен в качестве подарка монарха российскому императору Павлу с супругой великой княгиней Марией Федоровной, которые в то время гостили у него.
Для расположения к собственной персоне наследника российского престола Иосифом II было решено преподнести в дар столь роскошный сервиз фарфоровый, образцом для которого послужил несколько иной сервиз. Им явился сервиз, произведенный на Севрской мануфактуре, преподнесенный Людовиком XV в 1768 году Христиану VII, датскому королю. Украшала Венский сервиз фарфоровый ажурная золотая роспись, называемая «cailloute», что в переводе с французского переводится как «мостить булыжником». Данная роспись заключается в нанесении на кобальтовый фон букетов из полихромных цветов в обрамлении золотых рокайлей.
Роскошный подарок Иосифа II был по достоинству оценен Павлом I, на что указывает и тот факт, что отправляясь на войну со Швецией, фарфоровый сервиз был завещан им теще. С войны, конечно, император вернулся в абсолютном здравии, после чего приступил к полноправному владению «Кобальтовым сервизом» вновь. В 1840 году «Кобальтовый сервиз» находился в Приоратском дворце, что на Гатчине, пополнив с того самого времени ИФЗ.
Уже в 1890 году «Кобальтовый сервиз», имея марку Венской мануфактуры, был отправлен в Зимний дворец в полном своем комплекте. Осталась в Гатчинском дворце та часть сервиза, которая была произведена на Императорском Фарфоровом Заводе. На сегодняшний день знаменитый столовый сервиз Венского производства насчитывает 73 предмета, которые сохранились до нашего времени.
Эксперты, сравнивая «кобальтовую сетку», воспроизведенную Яцкевич, отмечают, что с сервизом «Собственный» она имеет весьма отдаленные сходства ввиду того, что сеточка, которая воспроизведена мастером, является куда более замысловатой и выполненной с подглазурным кобальтом. Места, составляющие пересечения синих линий сетки украшены при помощи звездочек из золота 22 карат. Данное оформление наделяет роспись еще большей элегантностью и благородством. В сервизе же «Собственный» узлы золотой сеточки предполагают наличие небольших розовых цветочков, выписанных на ней.
Еще один, достаточно интересный момент истории создания данного вида декора заключается в карандаше, используемом Анной Яцкевич в нанесении знаменитого узора на фарфор. Именно в тот момент появилась идея использования кобальтового карандаша на ЛФЗ. Естественно, карандаш этот был самым обычным и произведен он был на фабрике под названием «Сакко и Ванцетти», единственной его особенностью было наличие фарфоровой краски в стержне. Художникам, работающим в стенах завода, данное новшество не пришлось по вкусу, а вот Анна решила испытать новинку, расписав ею первый из экземпляров сервиза «Кобальтовая сетка». Правда это или нет, но именно этот первый экземпляр ныне находится на экспозиции в составе Русского музея.