Фарфор в Европе. Фарфор Медичи
В далеком 1575 году по желанию Франческо I ди Медичи, великого герцога тосканского была создана мануфактура по производству мягкого фарфора, открытая во флорентийских садах, знаменитых Боболи.
Фарфор Медичи, коль скоро стал он так называться, благодаря собственным свойствам был определен в положении середины между мягким и твердым фарфором. Хотя он и обладал прозрачностью ввиду использования белой глины, доставляемой из Виченцы, однако имел и некоторую желтизну. Глазурь также использовалась белая, более знакомая нам по производству майолики. Было сохранено порядка 50 аутентичных вещей, среди которых набор тарелок, подносы, блюда, вазы декоративные, кувшины, умывальники, паломничьи и полевые фляги. Декор данных предметов представлял собой либо стилизованные цветы, образцом которых являлась персидская керамика, либо же ветки и гротески с птицами, присущие декору итальянской современной керамики. Исполнение декора осуществлялось благодаря кобальту либо сочетанию его с сине-лиловой краской на основе окиси марганца.
Действие мануфактуры определено включительно до первой четверти XVII в. По сути, фарфор Медичи является лишь эпизодом в общей истории его производства. Далее последовали за ним Англия (вторая половина XVII, Франсис Плейс и доктор Дуайт), а также Франция (Сен-Клу, Руан). Стимулам к возникновению таких попыток производства фарфора служил ввоз фарфора дальнего Востока. Так или иначе, до XVIII века любая из попыток претерпевала неудач.
Мейсенский фарфор.
Примерно в 1700 году все еще не было определено техническое решение по обеспечению таких свойств как белизна и прозрачность фарфора. Это объяснялось элементарным незнанием деталей химического состава, которым обладает твердый фарфор ввиду его специфических свойств. Уже в конце XVII века математиком и физиком, графом Эренфирдом Вальтер фон Чирнхаузом были проведены массовые исследования геологического характера в Саксонии, целью которых было определение сырья, обеспечивающего страну прочной хозяйственной основой. Одновременно с этим им разрабатывался и план сооружения, поиск огнеупорных материалов, подходящих для функционирования стеклоплавильных печей. Интерес к проблеме, связанной с составом твердого фарфора привел к проведению Эренфирдом ряда опытов, ныне определенных позитивным результатом. 1704 год для Эренфирда определил проведение контроля над действиями Бётгера, заключенного королем Августом на тот момент в Мейсене под стражей.
Совместная работа стала настолько плодотворной, что ее результатом стало определение той самой фарфоровой твердой массы. Начал Бётгер с того, что в процессе проведения собственных учебных занятий он посвятил себя полностью опытам в области алхимии, где добился достаточно впечатляющих результатов и известного в то время признания. Прусский король, коим на тот момент был Фридрих I, узнав о Бётгере, вздумал использовать последнего в собственных целях. Бётгер же, стремясь к продолжению своих опытов, а также увеличению познаний в области, опасаясь лишения свободы, решил бежать в Виттенберг в 1701 году. Здесь он оказывается уже во власти Августа Сильного, распоряжение которого определило для него участь нахождения под надзором в Дрездене. Здесь от него и вовсе требовали производства золота. Преимущество же работы с Чирнхаузом было для Бётгера явным. Август сыпал угрозами в адрес Бётгера ввиду отсутствия у него положительных результатов в получении золота, тот же, в свою очередь, предложил организовать мануфактуру, специализирующуюся в производстве твердого фаянса. Уже в 1707 году необходимые для этого средства были выделены. Требованиями к функционированию мануфактуры было производство ею керамических товаров, образцом которых были предметы гладкого и твердого «каменного литья» производства Ари де Мильде, что в Голландии. Для этого вида керамических изделий использовалась глина, привозимая из Плауэна, состав которой заключал в себе окись железа. При обжиге эта глина приобретала красно-бурый цвет, а также достаточную твердость, что позволяло в дальнейшем проводить обработку резанием, шлифовкой и прочими методами. Чирнхауз и Бёргер совместно продолжали поиск в определении способов получения твердого фарфора, однако, результатов удачных опытов Чирнхауз так и не узнал, потому как умер в 1708 году в октябре. Март 1709 года привел Бёргера к успеху – для глазури он использовал то же сырье, что используется для черепка, что привело к полнейшему слиянию и глазури, и черепка. Дополнительная проверка, в которой участвовала уже и комиссия, привела к положительному заключению данного открытия. В 1710 году, в январе, в стенах Альберхтсбургской крепости была запущена первая в Европе мануфактура по производству твердого фарфора, руководил которой до самой своей смерти Бёргер, а именно – до 1719 года. После него художественным руководителем мануфактуры становится Иоганн Грегор Херольд., который ознаменовал собственной персоной «живописный период». В Мейсене при нем работал сначала скульптор Иоганн Готлиб Кирхнер (1727), а после – мастер-модельер (1730). Далее Иоганна сменил Иоахим Кендлер, придавший фарфору собственный вид, независимый от существующих его вариантов. Кроме изысканных форм посуды, таких, как выпускаемые сервизы, столовая посуда, набор тарелок в различных вариантах, чашки, вазы декоративные и прочие предметы из фарфора, отныне здесь стали выпускаться и милейшие статуэтки и скульптуры различных групп в стиле рококо. Роспись посуды осуществлялась, в большинстве своем изображениями птиц и зверей, бытовыми зарисовками, портретами, которые в общей сложности покоряли изысканной нежностью собственных красок. Особенной чертой, присущей мастерам стали «галантные празднества», заключающие в себе сцены утонченных развлечений особ аристократической крови. В итоге получались удивительные композиции, включающие остроумные сюжетные решения, а также легкость танцевальных движений изображенных персонажей и стремительность действий. Поражает изысканная полнота жизни, утонченность форм и гармония чувств, присущая данным образам. Руководителем фарфорового завода с 1744 года становится Камилло Марколини, приход которого привел к постепенному падению уровня производства. Еще менее значительными оказываются и изделия XIX века.