Фарфор в России
Достаточно долго фарфор был одной из наиболее желанных и в то же время запретных загадок Востока для владык Запада. Около тысячи лет назад в Китае использовались очень дорогие нефритовые чашки. Долгие годы поисков и неудач привели, тем ни менее, китайских гончаров к созданию материала, превосходящего столь дорогой материал, как по качеству, так и по доступности и легкости обработки. Им и был фарфор. Еще долгое время его название определялось исключительно подражанием «подражателем нефрита». Сам «китайский секрет» заключался в хранении в секрете сырья для него. Провинция Цзянси обладала огромными запасами «фарфорового камня», который представлял собой горную породу на основе слюды и кварца. Фарфоровая масса изготавливалась из брикетированного порошка такого «фарфорового камня» под названием «пе-тун-тсе» с каолином, который наделяет готовое изделие необыкновенной белизной. Каолин, кстати, также в избытке имелся в этой провинции. Для пластичности массу выдерживали по нескольку десятков лет. Глазурь составлялась из нескольких слоев различного уровня прочности, что придавало необычайный матовый блеск. На основе данного материала создавалась не только фарфоровая посуда, которую, кстати, ежегодно получал один только императорский двор в количестве 31000 блюд, 18000 чашек и 16000 тарелок с изображением драконов. Из фарфора делались беседки и скамейки, в 1415 году и вовсе была возведена Нанкинская пагода. Создавались также и специальные сосуды, выполняющие функции музыкальных инструментов, постукивание по стенкам которых с использованием тонкой палочки создавало мелодию. В XVII веке Китай посетил миссионер, целью которого было выведать чудесный секрет приготовления фарфора. Им был Д. Антреколл. Так или иначе, все, что он смогу выведать – это небольшая толика знаний, элементарные детали которых никоим образом не могли послужить твердой основой для открытия производства. Не отставала от шпионской деятельности и Россия. Здесь, при оплате достаточно большой суммы денег, был подкуплен один китайский мастер, выдавший промышленнику из Сибири Курсину секрет фарфора. Но, вероятно, хитрым китайцем что-то да не было договорено, потому, как Курсин так и не смог изготовить фарфор, несмотря на собственноручно проводимые опыты по его производству. Остается только лишь догадываться, сколько неудачных попыток за столь долгое время было проведено, однако, секрет все-таки был выведан, но, что интересно, его мастер так до сих пор и неизвестен. С начала XV века крупнейшим центром производства фарфора, направленным на обеспечение нужд двора императора и для вывоза стал город в Китае, Цзиндэчжэнь. Во времена эпох Мин и Цин, длившиеся с 1368 по 1911 годы, мастерами создавались уникальные выдающиеся вещи, в числе которых и фарфор, фарфоровая посуда и утварь, чья невесомость, хрупкость и изящество сравнимы лишь с яичной скорлупой. Со времен династии Хань, длившейся с 206 года до нашей эры и до 220 года нашей эры, как китайская керамика, так и фарфор, в огромном количестве экспортировались в Японию, Индонезию, Корею, Филлипины, Африку, Индию, а также в континентальные страны Европы. Португальские мореплаватели поспособствовали попаданию изделий из фарфора в Европу. Красками, которые способны были переносить высокую температуру при обжиге, на тот момент были гематит и кобальт, отделка с помощью эмалевых красок стала использоваться уже с XVII века. Примерно в 1700 году преобладавшим цветом таких красок, которыми обладал столовый фарфор и изделия из фарфора, был зеленый, что повлекло использование для изделий из фарфора термина «зеленое семейство». Далее последовал розовый, что, соответственно, определило термин «розовое семейство» для фарфора с данным декором. Отдельными этапами истории развития китайского фарфора обозначаются названия изделий, соответствующие этапам правления той или иной правящей династии. В 1500 году изготовление фарфора усваивается японцами. Уже с их изделиями Европа смогла ознакомиться в XVII-XVIII веке, когда голландцами они были захвачены по пути от гавани под названием Арита, что в провинции Хицэн. Этот фарфор носил название «имари». Его качество заметно уступает фарфору китайского производства, но по части декора изделия выглядят гораздо богаче и разнообразнее – без учета красок, которые использовались китайцами, декор японского фарфора заключал использование в себе золота. Начиная с XIII века, китайский фарфор попадал в Европу чуть ли не спорадически, и уже здесь европейские ювелиры вставляли его в оправу. Наравне драгоценностями, он хранился в дворянских, монастырских и церковных сокровищницах. Временами китайский столовый фарфор и изделия из него и в прямом смысле ценились на вес золота, когда их продажа осуществлялась на вес. Привозной фарфор считался редкостью, фарфоровые черепки носились дамами в качестве бус, одетые на золотую цепочку.
А следует отметить, что это – вполне самобытные определения, которые имеют важнейшее значение в истории мирового искусства и техники в целом.
Попытки принятия мер по организации фарфора либо фаянса появились еще во времена Петра I, который славился их истинным ценителем. Именно он дал задание русскому заграничному агенту Юрию Кологривому разузнать секрет производства фарфора, однако в этом деле агент ничего добиться не сумел. В 1724 году русским купцом Гребенщиковым за свой счет была основана фаянсовая фабрика на территории Москвы. Здесь производились опыты, целью которых было создание, в конечном итоге, фарфора. Так или иначе, должного развития данные попытки не возымели.
Неудачным для Руси стало и привлечение иностранных специалистов, которое, как правило, приводило в иных случаях к успеху в области развития искусства и науки. Так, единственным способом остался способ длительный и трудоемкий, однако совершенно надежный. Этот способ предполагал проведение организации систематической поисковой научно-технологической работы, результатом которой должны были стать более конкретные разработки в области технологий производства фарфора. Данный способ требовал привлечение к деятельности человека, обладавшего достаточным уровнем подготовки и имеющего высочайший уровень инициативности и обязательной изобретательности. Этим человеком стал Д.И. Виноградов.
Вместе со своими товарищами в 1736 году, которыми были Р. Райзер и М.В. Ломоносов, Виноградов, по императорскому указу и в представлении Академии Наук Петербурга, отправляется на немецкие земли для проведения обучения в различных областях науки и искусства, металлургии и химии, а также всего, что относится как к горному делу, так и к рукописному искусству. Обучение Виноградова, в основном, проводилось в Саксонии, где на тот момент располагались лучшие немецкие плавильные и рукописные заводы, здесь же на тот момент работали и лучшие мастера в данных отраслях. Пребывание Виноградова заграницей длилось вплоть до 1744 года, после чего он вернулся в Россию, получив предварительно соответствующие аттестаты и свидетельства, указывающие на получение им звания, несколько неясное для нас сегодня, «бергмейстер», однако в то время оно являлось достаточно авторитетным.
Новая задача появилась отныне перед Виноградовым, заключалась она в необходимости самостоятельного решения всех вопросов, которые так или иначе связаны с организацией нового производства. С учетом основ химических и физических представлений, относящихся к фарфору, ему необходимо было разработать состав, представляющий собой фарфоровую массу, а также определить способы и технологические приемы по изготовлению массы самого что ни на есть настоящего фарфора. Очередной задачей также по плану было проведение работ по разработке глазури, в том числе рецептуры и технологий по изготовлению различных расцветок красок, используемых в живописи по фарфору.
Виноградов провел более тысячи экспериментов за все то время, пока работал на «порцелиновой фабрике», как ее тогда называли. Изготовление пробных изделий на основе опытных масс начинается с 1747 года, а в 1752 году подходит к завершению первый этап создания собственной рецептуры русского фарфора с организацией технологического процесса, направленного на его производство.
Особого внимания заслуживает тот факт, что при определении состава рецепта Виноградов стремился к его полной зашифровке. Для этого не использовался русский текст, а применялись слова латинского, итальянского, древнееврейского и немецкого языков, причем в основном это были их сокращения. Данные действия объясняются тем, что Виноградов получал соответствующие указания, суть которых и заключалась в засекречивании проводимых работ ровно настолько, насколько это предоставляется возможным. Вероятно, что делалось это не зря, вспомнить только собственные посылы разведгрупп в Китай и Саксонию.
Изготовление фарфора, заключавшее в себе широкое разнообразие предметов, среди которых такие из них, как вазы декоративные, чайные и кофейные сервизы, посуда столовая и другие изделия, со временем приобрело столь значительные результаты, что в «Ведомостях Санкт-Петербурга» в марте 1753 года даже вышло объявление, гласящее о приеме заявок на изготовление табакерок из фарфора для частных лиц.
Результаты таких трудов воссоздали русский фарфор, отличающийся собственной самобытностью. Он был создан без зависимости от заграницы, не вслепую и никак не случайно, более того, его производство явилось результатом собственных научных достижений. Что хотелось бы отметить непосредственно о самой фабрике, так это то, что фарфор, производимый ею, не только обладал неизменным качеством, но и предполагал, как уже было отмечено, широчайшее разнообразие в выпуске различных изделий на его основе – это и вазы декоративные, и различные сервизы, посуда столовая и многое-многое другое.
Заключительной деталью, которую хотелось бы отметить, является то, что определенная степень участия в самобытности фарфора определена и на Ломоносова М.В. Естественно, доля участия здесь куда меньшая, чем самого Виноградова, однако это не стало помехой в названии в честь Ломоносова Императорского завода.