Фарфор: вопросы атрибуции
Каждый коллекционер стремится внести в безумный мир толику логики, посвящая свои коллекции той или иной теме – именно поэтому так популярны сливочники и молочники, сырные доски и банки для кофе.
До наступления кризиса антикварным рынком отвергались даже малозначительные повреждения в предметах из фарфора, и любой из таких, поврежденных, предметов стоил почти вдесятеро дешевле, нежели такой же предмет из фарфора, но находящийся в идеальном состоянии. Естественно, что предмет, имеющий повреждения, никогда не сможет сравниться с целым в выгоде вкладываемых в последний из них средств. Тем ни менее, против владельцев фарфора, имеющего повреждения, играет само время, а также свойства, фарфору присущие, одним из которых является хрупкость. Так, или иначе, фарфор, выбранный для коллекции, приобретать необходимо, в большей степени в свое удовольствие, а не в качестве предмета для вложения капитала.
Временами даже специалист, коллекционирующий фарфор и имеющий огромный стаж, не может с уверенностью утверждать, находится ли перед ним подлинная вещь из фарфора, либо же оригинал. А что тут сказать о новичке, дилетанте, понятия не имеющем о качествах, фарфору присущих, либо же отличительных чертах разделки живописи на нем. Конечно, все не категорично, а опыт – он на то и опыт, чтобы накопиться со временем, не исключает он и мелких неудач и ошибок на своем пути. Именно поэтому, различная литература, посвященная фарфору, а также другие источники информации призваны помочь начинающему коллекционеру фарфора. Предлагаем Вам обратить внимание на несколько советов, которые позволят определиться, что перед Вами находится, подделка или же подлинник:
1. Обратите внимание на марку изготовителя (клеймо). Большинство фабрик защищают производимые изделия из фарфора подглазурным клеймом, которое наносится при помощи кобальта. Получается такое клеймо слегка расплывчатым, чем и отличается от поддельного клейма в такой же форме, наносимого на глазурь. Мошенниками может быть сошлифованно старое клеймо, имеющееся на вещи, схожей по стилю, после чего вновь оно может быть покрыто глазурью и подвергнуто обжигу. Только вот кобальт впитаться в эту массу уже не может, потому клеймо остается четким и ярким, что заметно бросается в глаза. Посему, наличие глазурного пятачка (покрытое глазурью место с проставленным новым клеймом) - явное свидетельство того, что перед Вами находится не что иное, как подделка.
2. Состояние изделия. Как бы там ни было, но старинная вещь, так или иначе, должна выглядеть старой. Старинный сервиз фарфоровый имеет, что вполне характерно и приемлемо, небольшое количество грязи на донышке, ввиду того, что на полке бисквитом впитывается как пыль, так и жировые наслоения. А вот идеальное состояние дна фарфора указывает лишь на то, что сделано оно было совсем недавно. Правда, целеустремленность и сноровка мошенников не мешает им создавать все необходимое, дабы убедить Вас в подлинности предлагаемого фарфора, потому загрязнить дно – также возможный вариант действий в цели подделки. Грязевые вкрапления и микроцарапины – неизбежные атрибуты старого фарфора. Мошенники же нечасто стремятся отмыть дно и отправляют подделку на обжиг, что придает донному кольцу грязно-серый цвет и также является прямым указанием на подделку.
3. Особенности техники исполнения. Даже рисунок, наносимый на старинное белье, имеющее правильную марку, имеет существенное различие между красками старинными и современными. Так, изделия Императорского Фарфорового Завода были расписаны с использованием достаточно жидких красителей, при этом краска наносилась тонким слоем, ощущение мазка абсолютно отсутствовало. Современные подделки предполагают использование густой краски, создающей объем.
Относительно недавно стало возможным производить обжиг одновременно всех красок на фарфоровом изделии. А вот сервиз фарфоровый, изготовленный в соответствии со старинными технологиями, требовал обжига многоступенчатого, в зависимости от цветов температура для него требовалась в разных пределах, от высокой до более низкой. Подобный процесс делал рисунок особенно гладким, нарушалась эта гладкость только имеющимися эмалевыми вставками.
Еще одно свидетельство о поддельности предлагаемого фарфора – это наличие красочного слоя над видимыми царапинами. Здесь применимо правило 30°, утверждающее, что существующие недостатки и дефекты Вы легко сможете разглядеть, если посмотрите на предмет под углом, как Вы уже догадались, 30°.
Еще одной деталью, которая требует внимания и настороженности – это фарфоровая посуда, роспись которой разительно отличается от общепринятых в стиле элементов.
Также подделка может иметь отличия от оригинального предмета по весу, по технологии изготовления и составу глины. Часто можно отличить настоящий фарфор от поддельного по тому, как быстро он нагреется у Вас в руке – настоящий фарфор прохладным остается гораздо дольше. Кроме того, существенным и неоспоримым отличием является низкая цена – чем она ниже, тем, соответственно, вероятнее факт того, что перед Вами находится подделка.
Россия являет собой полностью подпольную индустрию, специализирующуюся на производстве подделок старинных предметов. Подделку можно встретить как на аукционе, так и в маленькой антикварной лавке, покупая недорогой фарфоровый сервиз. Если раньше подобные факты затрагивали лишь интересы коллекционеров, то сегодня – абсолютно всех, кому небезразлично собственное материальное положение во время разрушительных ударов кризиса. Относительно недорогой антиквариат представляет весьма большой процент подделок, превышая более 80%. Подделывается все, что только можно: мебель, старинный фарфор, часы, скульптуры, умудряются воспроизвести даже монеты, включая и античные.
Наиболее популярной является фарфоровая посуда, произведенная на Императорском Фарфоровом Заводе, с имеющимися на ней клеймами времен Павла Третьего и Елизаветы. Антикварные салоны предлагают ценителям фарфора в общей сложности в три раза больше, чем его было произведено в XVIII веке.
Разнообразие современных технологий породило вседозволенность в плане возможностей по кустарной подделке как самого клейма, так и «столетних» трещин на предметах сервизов. Вазы позволяют сделать такую печатку, что даже специалист не в силах будет отличить ее от гравюры ручного производства.
Как утверждает один из московских антикваров, уникальный в своем роде фарфор Саксонии – Мейсен и не менее известный венгерский, Херенд, имеющие изысканную ручную роспись, также производятся в подполье «мастеров» Подмосковья.
Потому, единственное, чего хотелось бы пожелать это бдительности и только бдительности, уважаемые коллекционеры!