Фарфоровое искусство
Вопрос ребенка, который звучит как «Что такое фарфор?» в одночасье может определить его не только как вид керамики, но и поведать интереснейшую историю о непосредственном происхождении столь интересного со всех сторон материала.
К примеру, европейцы называли фарфор не иначе, как белым золотом. Каждой монаршей семьей в обязательном порядке приобретался сервиз фарфоровый и статуэтки. Уже к концу XVII века Иоганном Фридрихом Бётгером и Эренфридом Вальтером фон Чирингаузом было получено вещество, более сходное с мягким китайским фарфором.
В то время, как фарфор только появился на территории Европы, секреты его производства никому не были известны – китайскими мастерами трепетно оберегалась эта тайна, посему она и не доверялась европейским производителям. Этим объяснялась впоследствии редкость появления фарфора и его высокая стоимость, и, соответственно, столь яркое сравнение, как «белое золото».
У истоков XVIII века в городе Мейсен открыта была первая фабрика по производству фарфора. Через некоторое время во Франции образовался севрский завод. Именно эти два предприятия являются древнейшими в истории производства фарфора, а продукция их производства, и по сей день, славна собственным качеством и безукоризненным исполнением.
Для работ каждого из мастеров характерно наличие собственных особенностей, которые и отличают их от аналогов. Естественно, соблюдается и своеобразный стиль: например, для мейсенского завода характерной особенностью является наличие метки, представляющей собой две скрещенные шпаги, а для севрского фарфора характерно преобладание розового фона. Большая популярность, кроме фарфора французского и немецкого, закрепилась и за изделиями производства австрийских и английских заводов.
Производство фарфора в России образовалось за счет усердия Дмитрия Виноградова, который организовал производство фарфора на Императорском заводе по производству фарфора (ИФЗ). Со временем стали образовываться и другие мануфактуры по производству фарфора. Русскими мастерами изначально копировалась манера и стиль коллег европейских производств, однако прошло немного времени – и каждая из фабрик приобрела свое собственное «лицо». Особого расцвета производство фарфора в России приобрело по завершении революции, когда уже бывший императорский, а ныне – государственный фарфоровый завод изготовил по правительственному заказу серию фарфора агитационной тематики. Этот фарфор побывал на различных выставках международного масштаба, успешным оказалось и его участие в различных аукционах, где его мгновенно раскупали, несмотря на достаточно высокую стоимость этого фарфора. Сегодня сервиз фарфоровый найти в антикварных магазинах достаточно трудно, потому как агитационный фарфор являлся товаром штучным, никогда не выпускаемым в массовом тираже.
С учетом того, что агитационный фарфор является достаточно дорогим, нередко его подделывают. Для того, чтобы не столкнуться с подделкой, в обязательном порядке необходимо провести в антикварном магазине экспертизу, подтверждающую подлинность предлагаемого в качестве старинного фарфора. Что касается того, чтобы купить фарфор, предоставляемый покупателю как антикварный – то это еще полдела, ведь важным является и его последующее сохранение. Следует учитывать, что материал сам по себе является достаточно хрупким, а потому он требует особенно бережного к себе отношения.
Время не меняет возникающего интереса к старинному фарфору, а только лишь усиливает его, причем не только среди коллекционеров, но и среди обыкновенных покупателей. Именно поэтому большинство антикварных магазинов стремится предложить купить фарфор в числе ассортимента других предлагаемых товаров.