Фарфоровые куклы
Фарфоровые куклы представляют собой кукол, сделанных на основе различных разновидностей фарфора. Такие фарфоровые куклы, как антикварные куклы – это в целом музейная редкость. Для того, чтобы определить возраст такой куклы по фарфоровой головке, эксперты особое внимание уделяют качеству фарфора и его цвету – чем светлее фарфор, тем он старше.
Предполагается, что первые куклы из фарфора сделаны были в Китае, а вот наибольшая популярность закрепилась за европейскими аналогами, к которым, прежде всего, относятся немецкие и французские куклы. После того, как был раскрыт секрет производства фарфора на территории Европы, производство это было, в частности, направлено такие предметы, как столовый фарфор, различные сервизы и изысканная фарфоровая посуда, а именно куклы стали создаваться не сразу, а примерно с 1750 года на территории Италии, Германии и Франции. Изначально отлив фарфоровых кукол производился в формах сразу с волосами. В 1830-х годах на популярнейших мануфактурах, производящих фарфор появились первые «нанкинские» («китайские») куклы: на Королевской мануфактуре – в Мейсене и Берлине, на Королевской копенгагенской – на территории Дании. Производство кукол, в том числе, производилось и компанией Швеции – «Рёрстанд».
Уже в меньшей степени производством кукол занимались в США и в России. Особого состава некрашеный бисквит, используемый для выпуска паросских кукол, получали при проведении быстрого обжига фарфоровых масс в 1847 году в Англии на Фарфоровой фабрике Коупленда. В 1851 году на проводимой в Лондоне международной выставке этот фарфор был замечен тюрингскими фабрикантами-кукольниками, после чего уже в 1860-1870-е годы немецкими фабриками, чье производство было сосредоточено в большей степени в Тюрингии, Баварии и Саксонии, весьма успешно стали производиться в огромных количествах паросские куклы.
Туловища, а достаточно часто и конечности для таких фарфоровых кукол создавали, используя набивную кожу, дерево, текстиль, композит и папье-маше. Для населения, представляющего собой средний класс, были доступны варианты приобретения полуфабрикатов, которые имели вид кукольных головок, для которых покупатель самостоятельно мог в дальнейшем смастерить туловище, а также сшить необходимую одежду. Стоит отметить, что большая часть кукольных фабрик изначально возникла, как фабрики, ассортимент производства которых предоставлял такие предметы, как столовый фарфор, кофейные и чайные сервизы. Сюда же относилась изысканная фарфоровая посуда, наборы тарелок и прочее. Уже в 1830-е годы такие фабрики были переориентированы на выпуск кукольных головок и самих кукол. Куклы, для производства которых использовался уже новый материал, имели вид более изысканный, делавший их максимально приближенными к виду «настоящих», в частности это касалось сравнения их с куклами из воска, глины, текстиля и дерева.
Еще большая популярность закрепилась за фарфоровыми куклами тогда, когда для их производства стали использовать крашеный бисквит высочайшего качества. На его основе с 1870 года стали создавать ручки и головки фарфоровых кукол. Волосы для кукол изготавливали уже с использованием мохера и настоящих волос, из которых делали миниатюрные парички. Именно в это время искусство по изготовлению фарфоровых кукол быстро распространилось во Францию и в Англию, в Италию, США, Бразилию и Австро-Венгрию. Конец XIX века отмечается самой, что ни на есть, настоящей экономической и идеологической войной между Германией и Францией, которая подогревалась еще и вооруженным конфликтом Франко-прусской войны в 1870-1871 годах. Тем самым, борьба изящества, присущая французам и дешевизны, представляемой немцами, завершилась победой последних. Так завершился век фарфоровых кукол, который действительно отмечен календарным веком с 1830 по 1930 годы, дав начало образованию виниловой революции. На высоте производство фарфоровых кукол осталось только в Японии, где интерьерные фарфоровые куклы стали производиться с конца XIX века. Бисквитные куклы, называемые «хаката нингё», создаваемые в префектуре Фукуока, что в городке Хаката, впервые были представлены на Национальной японской индустриальной выставке в 1890 году. Что касается мирового их признания, то его фарфоровые куклы получили в 1900 году на Всемирной выставке, проводимой в Париже. Художником-кукольником Рокусобуро Сиродузу началось серьезное изучение теорий пропорции человеческого тела и цвета, что в дальнейшем повлекло за собой появление достаточно реалистичных кукол. Ученик Рокусобуро, Ёси Кодзима, получил на Всемирной выставке золотую медаль в Париже в области современных прикладных искусств и промышленности. Серебряные медали получили два других ученика художника в 1925 году. Появление и развитие новых технологий дает возможность экспериментировать современным художникам, подбирая к столь изысканному материалу, коим является фарфор собственный уникальный подход, создавая, при этом и собственные рецепты разновидностей фарфора. Как бы там ни было, а именно за фарфором закрепилась слава излюбленного материала для всевозможных экспериментов авторов, ориентирующихся на производство фарфоровых кукол.