Интересное о китайском фарфоре
Начало изготовления китайского фарфора берется еще от керамики и гончарного производства. На языке фарси слово фарфор означает «императорский». От керамики его отличает звонкость, водонепроницаемость и белизна. Кроме этого фарфоровые изделия не поддаются гравировке.
Фарфоровое производство считается весьма трудоемким процессом. Раньше, для получения изделия из необработанной глины, требовался труд более 80 мастеров. Глиняная посуд, как правило, обжигается при температуре 500-1150С, для производства фарфора потребуется более высокая температура, примерно 1280С.
Китайская фарфоровая посуда производится по особой технологии. Его тайна заключается в использовании чистой глины или каолина (китайская глина). Обжигая изделие при высокой температуре, физический состав глины изменяется. Она становится водонепроницаемой и прозрачной.
Фарфоровая посуда производилась в Китае еще в древности, ведь китайские гончары знали технологию создания специальной глины и были в состоянии создать необходимую для обжига температуру. Археологические находки отодвинули дату первого производства фарфора в Китае до первого столетия нашей эры. Уже к третьему столетию активно использовалась посуда столовая из китайского фарфора.
Во времена правления Династии Сунн, китайский фарфор смог достичь высочайшего совершенства и мастерства. К этому времени изготовлением фарфора уже занимались несколько тысяч людей. Для промывания глины были одни рабочие, для поддержания температуры в печи - другие.
Археологами была найдена печь этого периода. Ее вместительность насчитывала до 25000 фарфоровых изделий за один обжиг. Печь находилась на самом наклоне холма. Строение печей для обжига китайского фарфора довольно сложное. Для работы некоторых из них использовалось дерево, а для других - древесный уголь. Сам процесс изготовления был под очень строгим наблюдением.
Приборы столовые, сделанные из фарфора во временя Сунн отличаются своей простотой и спокойствием. Для художественного оформления произведенного в этот период фарфора использовались все возможности материала. Не оставалось без внимания и применение шпатовых глазурей, которые были усовершенствованы и придавали фарфору приглушенную окраску и массу нежных оттенков, например, пурпурного, красного, зеленоватого и голубого цветов.
Во временя правления Династии Мин декоративные приемы времени Сунн продолжались использоваться при производстве фарфора. Создавая на тонком фарфоре легкий рельеф, изготовители добивались неподражаемого изящества. К сожалению, из белых тончайших изделий до нашего времени дошли немногие. Например, одна из чашечек из такого фарфора является частью коллекции Британского музея.
Во времена Династии Мин в производстве фарфора были достигнуты тончайшие прозрачные стенки и нанесение рисунка почти незаметным рельефом, исполняемым при помощи жидкой фарфоровой массы. Каждое из этих изделий стало уникальным произведением искусства.
Процесс изготовления китайского фарфора строжайше хранился в тайне. Европейские посетители только задавались вопросом - как же изготавливается такой удивительный фарфор? В Европе фарфоровые изделия были диковинны даже в 15 веке. Такой подарок могли позволить себе только короли.
Первый образец каолина был завезен в Европу в 1520 году португальцами. Европейцы решили, что найдя залежи белой глины, они тоже смогут производить фарфор не хуже китайского. Но одного каолина было не достаточно для изготовления фарфоровых изделий. Европейцы проводили многочисленные безуспешные эксперименты с разнообразными видами глины. Многие мастера годами пытались разгадать секрет фарфора и лишь в 1709 году тайна каолина была раскрыта немецким химиком Бетгером.