Интересные виды фарфора
Как твердый фарфор, так и фарфор самый обычный представляет собой белую полупрозрачную однородную массу, которая является по сути своей тугоплавкой и звенящей. Масса эта покрывается глазурью, причем сорта более тонкие предполагают использование полевого шпата, не имеющего извести в составе – именно это определяет молочно-матовый оттенок фарфора.
Существует также и фарфор, обжиг которого проводится без использования глазури, однако в большинстве своем для фарфора все же характерна глазировка, которую, в свою очередь расписывают и покрывают по глазури позолотой, либо же расписывают непосредственно под глазурью.
До того, как в Европе появился твердый фарфор, использовался мягкий его аналог. Естественно, мягкий фарфор по своим характеристикам в значительной степени уступал как в прочности, так и в собственной чувствительности к воздействию температур и их перепадов, а проведение ножом по изделию сопровождалось неизменным образованием трещины.
Существует такой вид фарфора, как фарфор французский, особенностями которого является стекловидная масса в сочетании с хрусталеобразной кремнистой глазурью. Внешний вид, которым обладает посуда столовая из французского фарфора, имеет наибольшее сходство с фарфором китайского производства.
Для английского мягкого фарфора либо же костяного фарфора характерна особая прозрачность. Жженая кость, являющаяся неотъемлемой составляющей фарфора, делает его твердым, что позволяет в дальнейшем нанести позолоту или иные виды украшений.
Для европейского фарфора характерным отличием от фарфора восточного является использование большого количества каолина для его состава, что способствует большей прозрачности фарфора. Для европейского фарфора требуется применение более высоких температур, что, к сожалению, не дает возможность в полном объеме сохранить цветную роспись, находящуюся под глазурью.
Состав европейского полуфарфора приближает его в большей мере к стеклу, сходство с фарфором является исключительно внешним. От европейского фарфора полуфарфор отличает отсутствие необходимости использование высоких температур в процессе обжига, это же определяет возможность нанести большее количество красок, причем более успешно.
Организовать производство в России фаянса и фарфора предпринимались еще во времена Петра I. Благодаря проведению долгих научно-исследовательских работ в данном направлении смог создать собственный рецепт по созданию фарфоровой массы Д.И. Виноградов, и произошло это в середине XVIII века. Царствование же Екатерины Великой и вовсе сопутствовало художественному подъему в области производства фарфора, где посуда столовая и изделия из фарфора явили собой миру удивительные коллекции.
Особое положение в классификации фарфора закреплено за китайским фарфором, ведь как его история, так и история самого Китая находятся в тесной связи. Некогда в Китае в качестве посуды использовался нефрит, который отличался особой дороговизной. Как результат долгих изысканий был определен фарфор, являвшийся более доступным и менее требовательным к процессу обработки. За нефритом закрепилась слава священного камня, а вот фарфоровая посуда единовременно покорила правителей Китая.
Среди разновидностей китайского фарфора особого выделения удостоился белый фарфор, тайна уникальной хрупкости которого заключена в сырье, используемом для его производства. Для провинции Китая, Цзянси, характерной особенностью является наличие богатых месторождений «фарфорового камня», основу которого составляет слюда и кварц. Данные элементы подвергались преобразованию в порошок с добавлением каолина, что позволило получить массу, хранимую для приобретения ею пластичности в течение долгих лет. Тот особый матовый блеск, который столь характерен для фарфора, достигался с помощью нанесения в несколько слоев глазури, имеющей различную прозрачность.
Китайский фарфор, как и фарфоровая посуда в частности, славен тем, что обладает исключительной невесомостью и тонкостью, а также и тем, что стенки чашек выглядят такими хрупкими, что вызывают исключительно ассоциацию с яичной скорлупой. Китайская керамика получила широкое признание и популярность не только на родине в высших ее кругах, но и среди простого населения, а ее экспорт стал производиться в Индию и Африку, а также Японию. Уже в XVI веке китайский фарфор стал доступен и для Европы.
Производство фарфора в XV веке было освоено японцами. На сей раз новшеством стало использование в нанесении на черепки по глазури золотой росписи. Так или иначе, но с качеством Китайского фарфора не смогла сравниться ни одна страна. XIII век послужил использованию фарфора в качестве драгоценного камня. С этого времени светским дамам пристало носить на золотых цепочках фарфоровые бусины.
Долгие годы европейцы стремились к воссозданию китайского фарфора, однако недостаточным оказалось даже использование каолина, привезенного в XVI веке в Европу. Секрет производства был открыт только в XVIII веке немецким ученым, что и привело к первому случаю создания белого европейского фарфора. Китайский фарфор, как, собственно, и наполненный мистикой мир Востока, так и остался для обывателей настоящей загадкой.