Искусство гжели
Слово «гжель» сегодня известно не только в России, но и по всему миру: красивый белый фарфор с характерной синей росписью, полихромная майолика стали символом гармонии, красоты и уюта.
Благозвучие и изысканность фантазийных узоров, высокое мастерство изготовления и ощущение сказки, которое дарят гжельская посуда, привлекают всё больше поклонников этого промысла. Колыбель гжельского искусства — одноимённый подмосковный регион, находящийся на расстоянии 60 км от Москвы. Район Гжель по праву считается основным центром русской керамики, где проявились её лучшие качества и достигли наивысшего мастерства российские керамисты.
Согласно исследованиям археологов, гончарное ремесло процветало в гжельском регионе уже с XIV века, что вполне закономерно, так как этот район издревле был богат прекрасными по качеству белыми глинами. За время своего почти семивекового существования Гжель прошла через многие этапы становления.
Изначально из гжельской глины крестьяне изготавливали черепицу, изразцы, мелкую бытовую утварь. Вторая половина XVIII века ознаменовалась началом изготовления майоликовых изделий в истории российской керамики. Они производились из цветной глины, покрывались полихромной росписью поверх белой эмали. Девятнадцатый век — время становления русского фарфора. Сначала гжельскими мастерами была открыта новая технология и новый материал, благодаря которому появился так называемый полуфаянс, потом фаянс и в итоге — фарфоровая посуда. Наибольшей популярностью пользовались изделия с монохромной росписью: они выполнялись в технике подглазурной росписи синей краской и отличались точной прорисовкой деталей. Появилось множество мелких заводов и немало крупных предприятий, которые выпускали фарфор.
На рубеже XIX-XX веков производство гжели погрузилось в глубокий кризис, и казалось, вот-вот исчезнет. Возрождение промысла началось только после войны. Много лет было потрачено на восстановление полузабытых навыков: постепенно стали обучать новых мастеров и появился особый образный язык гжельских изделий. Только в 1972 году шесть небольших мастерских, расположенных в нескольких деревнях, объединились в организацию с общим названием «Гжель». С этого момента началось активное развитие гжельского промысла: разрабатывались новые образцы и формы изделий, роспись стала богаче и всё больше соответствовала современных художественным требованиям.
Современное объединение «Гжель» включает 6 точек производства, на которых работает около полутора тысяч мастеров, по-настоящему любящих своё дело. Сегодня под маркой «Гжель» выпускается множество разнообразных изделий из фарфора. Это и предметы интерьера: вазы, декоративные статуэтки, игрушки, камины, люстры и многое другое; а так же фарфоровая посуда во всём своём многообразии: чайный или столовый сервиз, кофейная пара, отельные предметы. Спрос на изделия «Гжели» не ослабевает ни в России, ни за рубежом.
Предметы из гжели — это сочетание мастерства художника и народного промысла, традиции которого используются при производстве современных изделий. Каждое изделия объединения «Гжель» расписывается только в ручную, будь то маленькая игрушка или большой столовый сервиз. Гжельский фарфор легко узнаваем благодаря своему неповторимому стилю: белый фон с росписью узорами и цветами в синих тонах. Для росписи используют кобальт, который приобретает свой характерный цвет в процессе обработки изделий.
«Гжель» не только объединяет под своим крылом множество высококлассных и творческих мастеров, высококвалифицированных технологов, но и заботится о подрастающем поколении. Объединение обеспечило полный цикл образовательных учреждений от детского сада до аспирантских курсов в Москве, где средняя школа и художественный колледж являются промежуточными звеньями на пути становления лучших мастеров гжельского искусства.