Как росписывают фарфор ?
В настоящее время существует несколько способов росписи фарфора. Первый способ – подглазурный. При таком способе нанесения рисунка на фарфор, краски наносят непосредственно на фарфор и лишь затем покрывают изделие глазурью и отправляют его в печь. Необходимо, чтобы краска была равномерно распределена на поверхности фарфора.
При данном методе росписи очень мал спектр используемых красок, так как из-за воздействия жара печи глазурь может испортиться или исказить рисунок. Оптимальными для данного вида декора являются оксиды кобальта или хрома.
Второй способ – надглазурный с обжигом при высоких температурах, по-другому его называют внутриглазурный, или при низких температурах. При этом виде росписи краски наносят на уже обожжённую в печи глазурь. Что касается используемых для декора красок, то они отличаются лишь составом жидкости, снижающей температуру растворения краски.
При внутриглазурной росписи фарфора используются высокие температуры, примерно 1200-1350оС. При такой температуре краска впитывается в глазурь, но не теряет чёткости линий за счёт современных печей. Краски можно использовать самые разные благодаря уменьшению времени обжига до 1,5-3 часов, что снижает вред, принесённый краске высокими температурами печи. Чаще всего мастера используют газовые печи. Фарфоровая посуда, изготовленная таким методом более стойкая против внешних химических и механических воздействий. Именно поэтому такой способ обжига оптимален, если вам нужна посуда для кафе или столовой.
Надглазурный способ росписи при низких температурах является более распространённым. Обжиг краски происходит при температуре 700-900 оС. Низкие температуры не так губительны для красящих материалов, поэтому цветовая гамма здесь просто необъятна. Однако у данного метода росписи есть недостаток: за счет низких температур краска не так хорошо въедается в глазурованную поверхность, поэтому легко слазит при мойке фарфоровой посуды в посудомоечной машине, следовательно, быстро портится. Это очень непрактично, если вы покупаете посуду для кафе или ресторана. В настоящее время количество свинца, кадмия, мед и цинка при производстве фарфоровой посуды строго ограничено, так как эти металлы при определённых условиях могут раствориться и причинить вред здоровью. Производители выпускают краски с более маленьким количеством тяжёлых металлов, однако, эти краски не такие яркие как у фарфоровой посуды прошлого.
При изготовлении современных красок так же используют благородные металлы, такие как золото, серебро и платина. Это, как правило, надглазурные краски с обжигом при низкой температуре и реже внутриглазурные краски. Сначала на фарфор наносят рисунок матовой или блестящей позолотой – чёрный или коричневый тягучий раствор. Для изготовления блестящей краски требуется 8-12 % золота. После обжига эта краска не требует дальнейшей полировки или иной обработки. Для производства матовой краски требуется 18-30 % мелкой пыли из золота и растворённого химическими элементами золота, а так же добавляющие краске цвет и оттеняющие её благородные металлы, содержание которых строго засекречено производителями. Матовая краска имеет толщину, которая в шесть раз больше, чем у блестящей краски. Так что можно смело сказать, что матовая краска намного прочнее и устойчивее, чем блестящая.