Маркировка фарфоровых изделий
По содержанию маркировки фарфора можно разделить на несколько их типов: название фабрики или города (местности), где они располагаются, ФИО либо монограммы высоких покровителей, либо владельцев, мотивы геральдики (гербы, короны), фигурки с изображениями рыб, растений и животных, мотивы морской тематики, эмблемы различных типов, мифологическая символика, фигурки геометрической направленности.
Рассматривая непосредственно технологию маркировки, отметим, что выполнение ее осуществлялось с теми же применимыми в декорировании процессами. В качестве исключения, разве что, можно отметить рельефы, столь часто применяемые для украшения, будь то фарфоровая посуда, сервизы, вазы декоративные или другие предметы на основе данного материала.
Итак, рассмотрим подглазурную роспись. Здесь маркировка производится на поверхности фарфорового изделия до того, как проведено его покрытие глазурью. В конце XVIII-начале XIX века господствующим определялся синий цвет, ближе к середине XIX преобладал уже зеленый. Написанные от руки марки могут предаваться значительным изменениям от одного изделия к другому, что определяется манерой исполнителя, его настроением и скоростью проведения работы. Конечно, идеальной является ситуация, когда художником схватывается дух изделия буквально на лету, в соответствии с чем уже и копируется марка. Педантичность обыкновенного копирования одной линии за другой не должно сопровождать копирование марки. Именно с учетом данных обстоятельств многие из изделий при перерисовке подвергаются настоящим метаморфозам. Многими авторами также при срисовывании марок старинных фарфоровых изделий не берутся во внимание истирание слоев краски на марке и его отслоение, что, в конечном итоге, может привести к ошибкам.
Роспись надглазурная. Здесь марка ставится на глазури предварительно обожженной. Все, что сказано относительно разброса исполнения подглазурных марок, относится и к надглазурным маркам, причем последние не имеют защиты в качестве слоя глазури.
Печать переводная. В данном случае проводится гравировка изображения на доске из металла, после чего при помощи определенной бумаги производится перенос его на изделие. Такого типа марки могут, в свою очередь, быть и подглазурными, и надглазурными. Конечно, разброс воспроизведения марок в этом случае наименьший, в сравнении с той же ручной росписью.
Проведение вдавливания в массу. Здесь марку вдавливают при помощи специального штампа в необожженную глину. Использовался этот метод впервые в 1753-1754 годах в Людвигсбурге и Франкентале. Величина давления штампа определяет четкость марки в дальнейшем. Производить подделку такого вида марки является процессом достаточно сложным.
Проведение гравировки (или процарапывания). Также как и марки, вдавленные в глиняную массу, данный вид их предполагает выполнение на необожженной мягкой глине, с разницей лишь в том, что в предыдущем варианте используется штамп, а в этом – острый инструмент. Края образовавшейся бороздки могут иметь определенную неровность, что усложняет их повторное воспроизведение.
В процессе атрибуции изделий, будь то вазы декоративные, фигурки из фарфора или фарфоровая посуда маркировка является важнейшим, если не решающим факторов в данном процессе. К атрибутивным параметрам относятся надпись/символ, изображение, содержащиеся на марке, а также ее метод нанесения и цвет. Самым надежным признаком атрибуции, на первый взгляд, кажется дата, которая, однако, может ввести в заблуждение, определяясь в итоге не годом выпуска конкретного изделия, а датой, определяющей начало выпуска этой модели или и вовсе, дату основания фабрики, его производящей.