Обаяние старинного фарфора
Зачастую XVIII век именуется как «фарфоровый» для Европы, потому как именно в начале данного столетия фарфор был изобретен в Мейсене, а уже в конце его столетия многие европейские страны обладали собственным фарфоровым производством. Проводимая выставка предоставляет к вниманию посетителей фарфор, созданный на ИФЗ Петербурга, причем для этого фарфора характерной особенностью является наличие марок правящих монархов, которыми являлись Екатерина II и Павел I. В целом можно отметить то, что изделия, выпущенные ИФЗ, являются самыми ранними среди фарфора отечественного производства, сам же завод был открыт еще в 1744 году.
В числе первых известных предприятий, существовавших в России, таковым является завод Ф. Гарднера, который представлял английского обрусевшего купца, обосновавшегося в Вербилках и, соответственно, открывшего там частный завод. Фарфоровые изделия завода быстро распространились среди быта дворян, можно было купить фарфор и заказать его. Что касается стоимости, то она была достаточно высокой, к примеру, купить фарфор, которым является, скажем, простейшая чашка по цене можно было за три рубля, что на тот момент соответствовало приобретению коровы.
Дворянский быт определяет собой главенствующую роль с завершения XVIII века, а именно во времена освобождения дворян от несения обязательной службы, предусмотренной государством. Этому послужил манифест, предусматривающий вольность дворянства, появившийся в 1762г. С этого времени дворянство переходит к обустройству быта. Параллельно с такими переменами в России, сюда начинают ввозить особенно большое количество фарфора, в частности из Мейсена, саксонского города. Практически около столетия Россия составляла для Мейсена один из наиболее привлекательных рынков, ведь именно сюда направлялось порядка половины выпускаемой продукции мейсенского завода. Некоторые из предметов завода также предоставлены на выставке.
Что касается наиболее ранних предметов из фарфора, которые являли собой истинное украшение в целом непритягательного быта, присущего для провинциальных усадеб, то таковым являлись подарочные чашки. Традиция, предполагающая дарение фарфора как подарка, сформировалась в России в конце XVIII в., причем сохранилась она до наших дней. Чайный и фарфоровый сервиз всегда применялся в качестве предмета украшения комнат небогатых дворянских усадеб, одновременно сервизы использовались и в сервировке. Появились сервизы с 1790-х годов, причем почти до середины 1810-х их представляла продукция западной Европы: Австрии, Саксонии, Франции. Как отмечают в собственных воспоминаниях современники, «лучший сервиз хозяйки» выставлялся в кабинетах наряду с «куклами» из фарфора.
Особенно широкое распространение в России фарфор получил благодаря крестьянским заводам Гжели, среди которых, в частности, можно выделить фарфоровые изделия завода им. Сафронова – здесь заметно выделяется подражание лидирующим отечественным производствам, к которым относятся заводы Попова и Гарднера. Достаточно интересным вариантом является чайная чашка с нанесенным на ней на французском языке ребусом, в котором указано, что тот, кто его разгадает, узнает, сколь мучительны любовные стрелы.
Выставка дает возможность увидеть и чашку с нанесенным на ней портретом военного, в котором современниками был признан Матвей Платов, один из самых романтических героев времен Отечественной войны 1812 года. Источник данного портрета – гравюра Ф.Вендрамини, для которой использовался оригинал Сент-Обена. Для другой чашки использован портрет с «модницей», для которого источником послужило одно из приложений журнала под названием «Московский телеграф» - гравированный лист «Парижская мода». Удивительный и кажущийся знакомым пейзаж, воссозданный на десертной тарелке, представляет собой не что иное, как отображение оригинала С. Щедрина известным гравером И. Ческим, который, в свою очередь, отображает Большой каскад и пруд, находящийся в Павловске.
На выставке также предоставлена фарфоровая посуда производства предприятий Кузнецова, организовавшего производство фарфора в промышленных масштабах. Их товар, будь то фарфоровый сервиз, вазы или статуэтки, отображает и такой стиль как модерн, и увлечения, классифицируемые как неорусские, а также и то, что делает определенную честь предпринимателям - в частности, сохранение ими традиций народной ручной росписи.