Первый русский фарфор
Первыми изделиями русского фарфора, дошедшими до нас и выпущенными Невской порцелиновой мануфактурой, являются образцы 1748 года. Предположительно, что предметы, изготавливаемые здесь ранее, до наших дней не сохранены.
Самым ранним образцом, относимым к виноградовскому фарфору, является упоминаемый нами ранее ставок, который, еще не имея живописи, гармонично украшен лепниной рельефного рисунка. На него нанесена марка из кобальтовой краски, представляющая собой, словно дробь, числитель которой отображает год ее изготовления, а знаменатель определен буквой W – таким образом, Виноградов отмечал собственноручно обработанные изделия.
За первые годы создания Невской мануфактуры на ней изготавливали исключительно изделия, обладающие небольшими размерами, называемые Виноградовым «посудой малой руки». Как бы там ни было, но такие изделия обладали наименьшей капризностью в производстве. Да и те объемы, которые предполагали тогдашние печи обжига просто не позволяли создавать вещи крупных размеров.
Ассортимент изделий, выпускаемый порцелиновой мануфактурой в 1749-1750 годах, отслеживается в «Записках о фарфоре», выпущенных Д.И. Виноградовым. Именно здесь им упоминается некоторая столовая посуда и изделия из фарфора: чашки с крышками, миски, фарфоровые яйца и кофейники. В 1750 году, а точнее в апреле месяце, был изготовлен набор тарелок, а также коробки, обрамленные выпуклыми изображениями цветов. Как отметил в своих «Записках о фарфоре» сам Виноградов, данные коробки, «цветами обложенные», собственноручно отвозились к «господину барону».
Выполненные изделия 1749 года на сегодняшний день предоставлены нам в виде чашки, имеющей рельефное украшение с изображением виноградной лозы. Столь редкий экземпляр, который представляет собой данное изделие из фарфора, хранится сейчас в Ленинградском Эрмитаже.
К первым виноградовским изделиям причисляется также высокая стопка из фарфора, имеющая восьмигранный низ, чье месторасположение на сегодняшний день отмечено в Ленинграде, а именно – в Русском музее. Здесь же, среди образцов различных изделий из фарфора можно найти и несессер с изображением младенца.
Изготовление фарфоровых табакерок на мануфактуре датировано 1751 годом. Известен тот факт, что среди придворной знати широко была распространена мода на нюхание табака. Уже в 1753 году большой популярностью стали пользоваться табакерки из фарфора, на которых изображен запечатанный конверт, на котором отображались фамилия адресата и штамп. Елизавета Петровна оценила по достоинству данное изделие, посему с этого времени производство такого типа табакерок на заказ для знатных особ стало налаженным.
19 марта 1753 года в «Санкт-петербургских ведомостях» было опубликовано объявление, содержание которого гласило о том, что господином Виноградовым объявлено для всех знатных особ обоих полов то, что если они желают приобрести порцелиновые табакерки с изображением конверта с надписью, то им стоит заполнить формуляр. В нем необходимо указать то, что должно быть написано на конверте, на каком языке это должно быть написано и прислать формуляры И.А. Шлаттеру, Советнику Монетной канцелярии в Санкт-Петербург.
Кроме таких табакерок в форме конверта, порцелиновая мануфактура выпускала также и табакерки самых различных размеров и форм. Например, после смерти Виноградова среди вещей, хранившихся у него, было обозначено порядка сотни овальных, четырехугольных и круглых табакерок, роспись которых была сделана с использованием золота, пурпура и прочих красок.
С 1758 года порцелиновой мануфактурой кроме табакерок выпускались самые различные изделия из фарфора. Это набор тарелок, предоставленный в самых различных вариантах размеров и исполнениях, различная столовая посуда, включавшая в себя чайники, чашки, блюдечки, кофейники, масленки, пуншевые ложки, шпажные эфесы, курительные трубки и многое другое. Данный перечень подтверждает то, что в свое время данная мануфактура являлась вполне налаженным производством.
Говоря о Виноградове Д.И. нельзя не отметить, что своему делу он был поистине предан и всей душой его любил. По его же словам порцелиновая мануфактура представляет собой не что иное, как горную мануфактуру, великолепнейшую по своей сути.