Проблемы атрибуции антикварного фарфора
Страсть и стремление коллекционеров упорядочить мир вещей, внести в него немного смысла, приводит к тому, что любители утонченной старины составляют свои коллекции, придерживаясь какой-то темы. Именно поэтому кофейная пара, молочник, сливочник или даже доска для сыра имеют особый спрос.
Ранее, в докризисное время, та же кофейная пара, имеющая хотя бы незначительное повреждение, оценивались на антикварном рынке в десять раз дешевле, чем такой же комплект в отличном состоянии. Безусловно, выгодность вложения средств в идеально сохранившуюся вещь не подвергается сомнению. Тем не менее, время и хрупкость фарфора работают на владельцев поврежденных предметов. Но купить фарфор с целью выгодного вложения капитала — совсем не то, что приобрести предмет для коллекции ради собственного удовольствия.
Как же отличить оригинал от подделки? Далеко не всегда даже профессионал может с уверенностью сказать, держит он в руках искусно изготовленную копию, или подлинник. А новичек-дилетант, не знакомый с особенностями материала и техниками живописи по фарфору, тем более не увидит разницы. Разумеется, со временем придет опыт, да и чтение специализированной литературы помогут начинающему коллекционеру. Ну а здесь мы приведем советы, которые помогут отличить истинную ценность от подделки.
Во-первых, следует обратить внимание на марку (клеймо) изготовителя фарфора. Иногда мануфактуры защищали фарфоровые изделия подглазурным клеймом, которое наносилось кобальтом. Старинное клеймо легко отличить: оно более расплывчатое, в отличие от такого же поддельного клейма.
Возможен и такой вариант: старое клеймо может быть сошлифовано с вещи сходного стиля, а затем мошенники наносят новое клеймо, покрывают глазурью и обжигают. Но так как кобальт уже не может впитаться в массу, клеймо будет ярким и четким, что сразу заметит даже неискушенный любитель. Еще один признак подделки — глазурный пятачек, который образуется, если фальшивое клеймо заново покрыть глазурью.
Вторая важная характеристика — состояние предмета. Если он старинный, то и выглядеть должен соответственно. У подлинного фарфора на дне обязательно будет грязь — следы впитавшейся пыли и жира после долгого стояния на полке.
Если дно выглядит идеальным, значит перед вами недавно изготовленное изделие. Но дно фарфора можно загрязнить специально, но на старинном фарфоре обязательно будут микроцарапины. Так же нужно помнить, что у подделок не всегда отмывают дно перед обжигом, и тогда подделку легко узнать по грязно-серому цвету донного кольца.
В третьих, стоит обратить внимание на технику исполнения. Между старинным и современным нанесением красок существует определенная разница. К примеру, при росписи фарфоровых изделий Императорского фарфорового завода (ИФЗ) использовались более жидкие красители, слой краски был настолько тонок, что мазок совсем неразличим. На современных изделиях мазок краски гораздо гуще и имеет объем. Немаловажен тот факт, что техника одновременного обжига красок появилась недавно, поэтому рисунок на старинных изделиях имеет особую гладкость, которая нарушается только наличием эмалевых вставок. Это достигалось за счет многоступенчатого обжига разных цветов при постепенном снижении температуры. Если поверх заметных царапин нанесен слой краски, это так же свидетельствует о подделке.
Еще одна хитрость профессионалов — правило 30º: любые погрешности будут сразу же видны, если внимательно посмотреть на изделие под углом 30º. Отличие росписи от общепринятого стиля так же настораживает.
Фальсификат может быть отличиным от оригинала по весу, технологии изготовления или составу глины. Часто оригинальное изделие отличается по быстроте нагревания: старинный фарфор дольше остается прохладным. Вероятность подделки больше, если цена вещи не очень высока.
В России налажена целая сеть предприятий по производству фальшивых старинных предметов. Подделка может встретится и на уважаемом аукционе, и у обыкновенного антиквара в его лавочке. Относительно недорогой антиквариат на 80% - подделка. Мошенники научились подделывать все, что угодно: часы, мебель, скульптурные композиции, старинный фарфор и даже встречаются подделки античных монет. Если до недавнего времени эта проблема задевала только коллекционеров, то теперь она касается всех, кто хочет выгодно вложить свои деньги в антиквариат: обзавестись старинными часами или купить фарфор.
Больше всего интереса у коллекционеров фарфора вызывает посуда ИФЗ времени Еслизаветы и Петра III c соответствующими клеймами. При этом антикварный рынок представляет в три раза больше посуды, чем произвел завод в то время.
Благодаря современному оборудованию и технологиям у мошенников есть возможность подделать не только клейма, но и «вековые» трещины. На вазе можно поставить печатку, которую даже взгляд профессионала не отличит от подлинной гравюры.
Будьте крайне внимательны при покупке старинного фарфора!