Расцвет русского фарфора
Известным является тот факт, что период с конца XVIII по начало XIX века является временем, на которое пришелся расцвет русского фарфора. Развитие его искусства шло в ногу с развитием архитектуры, отчего восприятие основных ее стилевых особенностей стало попросту неотъемлемым для фарфора.
Начиная с первой половины XIX века, на территории России стало образовываться достаточно много частных заводов, занимавшихся производством фарфора, причем основная их масса пришлась именно на Гжельский район Московской области – именно данный район богат на сосредоточения месторождений белой глины. Самым крупных из здешних заводов являлся завод А.Г. Попова, который был основан в 1811 году в селе Горбунове, что в Дмитриевском уезде, если быть точнее - неподалеку от Сергиева Посада. Завод занимался производством различных изделий, среди которых различная фарфоровая посуда, чайные и кофейные сервизы, статуэтки, вазы декоративные и прочие предметы из фарфора, в разнообразных вариантах форм и с выразительной росписью.
Вторая половина XIX века отмечена выпуском концерном, принадлежащим фабриканту Кузнецову М.С., в состав которого вошли несколько самых крупных заводов по производству фарфора и фаянса, изделий, которые, несмотря на собственное совершенство с технической стороны, абсолютно электические с художественной стороны. Уже конец XIX века отмечается как стремительный упадок русского фарфора. С этого времени все больше и больше особенности формообразования изделий из фарфора представляют собой изделия с бессмысленным усложнением форм и несуразным нагромождением деталей и к тому же, что интересно, часто все это представляло совершенно разнородные элементы. Для Европы же этот временной период определен поисками новых направлений, связанных с постоянным развитием в ней промышленности, связанной с фарфоровым производством.
Что касается поисков новых стилей, то совсем скоро он был найден - им стал модерн. Господствовать он стал, в том числе, и на ИФЗ в период с 1906 по 1917 годы. Для данного стиля характерной особенностью было то, что фарфоровая посуда, сервизы, вазы декоративные и другие изделия выполнялись в блеклых цветах, отсутствовали в них и образные композиции, преобладало – изображение туманного заката в различных вариантах. Преобладание таких особенностей изделий объясняется соответствием тем упадническим настроениям, которые были присущи для тех времен.
Первые годы революции повлекли активное включение работающих на керамических и фарфоровых предприятиях художников к созданию новой, уже пролетарской культуры, характерной для изделий. Несмотря на трудности того времени с преобладающим общественным напряжением, горны, находящиеся на фарфоровом заводе Петербурга не угасали. В течение полутора сотен лет именно этот завод служил лучшей школой в области прикладного русского искусства. Создано была основа, служившая своеобразным ядром для художников и мастеров, завершивших обучение в художественных школах Петербурга. В таких школах производилась активная подготовка кадров, причем она была настолько высока по своему уровню, что позволила создать одно из таких знаменательных и ярчайших явлений тогдашнего советского искусства, как агитационный фарфор, выпускаемый в первые годы после завершения революции. Отсюда можно сделать вывод, что появление нескольких частных заводов послужило и появлению новейших идей с последующим выпуском изделий с преобладанием в них форм все более усложненных, при этом – с выразительнейшей росписью и своеобразным нагромождением элементов в них.