Русский фарфор в наше время
В нынешнее время те традиции, которые зародились в народном промысле в отношении фарфоровых изделий, успешно продолжаются мастерами Петербургского государственного завода по производству фарфора им. М.В. Ломоносова, а также Вербилковского (или Дмитриевского) фарфорового завода и Дулевского завода. Для Вербилковского завода характерным художественным направлением является направление народное, причем народность такая была отмечена и в давних изделиях, произведенных в те времена, когда заводом владел Гарднер. Здесь также начали работать художники завода Попова, который находился неподалеку, а впоследствии был закрыт.
Что касается поповского фарфора, то он славен был тем, что был выдержан в истинно русском характере, ярком и праздничном. Народная линия еще больше закрепилась в фарфоре благодаря переходу руководства к К. Тихонову, для которого основополагающей ценностью служили именно традиции национального происхождения. За собой Тихонов воспитал не менее достойную смену. Например, сейчас главным художником является Е. Смирнов, наряду с группой, включающей в себя и молодых, и старых художников – Чекулиной А., Лосевым В., Папихиным В. И остальными - все они придерживаются исключительно традиционной направленности, изготавливая такие изделия, как фарфоровая посуда, различные сервизы, вазы декоративные, статуэтки и прочие изделия. Хотелось бы заметить, что народной основой ныне представляется принцип весьма плодотворный, которого придерживаются и заводские фарфористы и художники из Вербилок, в чьих рисунках проскальзывает и характерный цветочный узор, существующий в старых баснях, и трактовка народного характера, затрагивающая изобразительные элементы с наличием все той же народной манеры в мазке, а также прочими особенностями. Несмотря на столь характерные признаки, все та же фарфоровая посуда, сервизы, вазы декоративные и прочие изделия из фарфора лишены были аляповатости и китчевого «украшательства», придерживаясь современного исполнения и хорошего вкуса.
Сегодня производство фарфора с учетом числа существующих предприятий и общих объемов выпуска продукции занимает лидирующие позиции в общем количестве предприятий, для которых характерной чертой является приверженность художественным промыслам в народной стилистике.
Хотелось бы отметить, кроме всего прочего и то экономическое положение, которое ныне присуще фарфоровому производству. К величайшему сожалению сегодня для производственной группы «Б» выделение средств бюджета Российской Федерации является крайне незначительным, притом такие предприятия, которые относятся к народным художественным промыслам, куда относится, конечно, и фарфоровое производство, причисляются к легкой промышленности. Такое направление определяет фактическую невозможность содействия развитию данной области производства. Как бы там ни было, даже в столь сложное для данного вида производства время, фарфоровые заводы своего существования не прекращают. Они, как и прежде, продолжают приносить государству доход, причем немалый, и связано это с производством различного вида продукции, такой, как сервизы, сувениры, различные статуэтки и прочее.
Остается надеяться на то, что в ближайшее время президент Российской Федерации все же вспомнит о столь яркой русской культуре, что, в свою очередь, позволит вновь расцвести русскому фарфору, также как это было и в свое время и при Екатерине Великой.
Также можно сделать вывод и о том, что продолжение развития этого вида производства у многих вызывает заинтересованность, а потому молодые художники и имеющие опыт мастера стремятся к объединению, причем вне зависимости от принадлежности их к конкретному заводу. Это дает возможность внести новое и воскресить старое в русских традициях. При этом результаты совместного их творчества позволяют искренне гордиться за нашу Родину.