Советский агитационный фарфор
Во времена проведения Гражданской войны, когда страна не имела бумаги ни для газет, ни для плакатов, самые необычные формы пропаганды предлагались революционным правительством. Совершенно уникальным в своем роде явлением искусства 1918-1921 годов стало производство агитационного фарфора. Государственный, в прошлом Императорский, фарфоровый завод, чье производство было сосредоточено в Павлограде, выявило наличие достаточно больших запасов изделий, не преданных росписи.
Их-то и было решено использовать не просто в качестве посуды, а в первую очередь – как предметы агитации революционной власти. Привычные цветы и пастушки быстро были отодвинуты на дальний план и теперь уже кружку украшали тексты призывного содержания наподобие: «Земля – трудящимся!», «Пролетарии всех стран – объединяйтесь!», «Все кто не с нами – те против нас» и прочими. Благодаря искусному мастерству кистей художников подобные тексты сливались в декоративный яркий орнамент. Работа над агитационным фарфором проводилась группой художников, во главе которых был Сергей Чехонин (1878-1936гг.). До начала революции он состоял в объединении «Мир искусства», где приобрел известную в узких кругах популярность в качестве мастера иллюстрации книг, тонкого знатока разнообразных стилей, собирателя и ценителя творчества народного исполнения. Великолепное владение искусством шрифта в сочетании с весьма тяжелым языком орнамента позволили Чехонину реализовать данные идеи в фарфоре. Разработка эскизов, применимая впоследствии в росписи агитационного фарфора осуществлялась также и такими известными художниками, как К.С. Петровым-Водкиным, П.В.Кузнецовым, Н.И. Альтманом и М.В. Добужинским. Особенность их произведений заключается в применении особого графического мастерства. Уже первые их работы сформировали совершенно новый образ столь молодой еще Советской Республики, а именно – шестеренка, серп и молот. А сюжетами художественного творчества, которое отображала столовая посуда Александры Шекатихиной-Потоцкой, отображала уже сценки, содержащие картины, отображающие сущность народного быта и различные персонажи русских народных сказок. В 1921 году заканчивается Гражданская война, и теперь уже кисть художницы стала отображать героев в ярких и счастливых красках, уже мирной жизни. Это и матрос с подружкой на празднестве Первого мая, комиссар, который сменил свою винтовку на папку с документами, это парень, который поет «Интернационал». В 1921 году Поволжье охватил голод, который также нашел отображение в картинах художников, выпустивших целые серии, которые представляла собой столовая посуда тематического содержания: «Голод», «В помощь голодающим Поволжья», «Голодному». Примечательно, что агитационный фарфор пошел на экспорт, кроме того, был он экспонирован и на выставках стран зарубежья. Данные произведения заняли достойное место в коллекциях не только крупнейших российских музеев, но и других стран. Отдельного внимания фарфоровая посуда с агитацией заслуживает среди признанных коллекционеров. Многие десятилетия фарфор представляет неотъемлемую часть быта нашего народа, однако, не каждый знает, как именно производится фарфоровая посуда и изделия из фарфора, как, собственно, и сам фарфор.