Техника росписи фарфора
Сегодня роспись фарфора осуществляется несколькими ее методами, среди которых подглазурная роспись, внутриглазурная роспись с применением технологии высокотемпературного обжига, надглазурная роспись с применением низкотемпературного обжига.
Подглазурная роспись предполагает нанесение красок непосредственно на поверхность бисквитного фарфора, после чего изделие подлежит покрытию его глазурью прозрачной консистенции. В этом виде росписи краски необходимо тщательно зафиксировать под глазурью на фарфоре. При обжиге воздействие жара не должно разрушить глазурь, что также сопутствует сохранению красок. Именно по этой причине при подглазурной росписи выбор цветов для нее носит весьма ограниченный характер, а основным цветным компонентом, в основном, выступает оксида кобальта, а также хрома.
При надглазурной росписи при низкотемпературном и высокотемпературном обжигах нанесение красок производится на обожженную уже поверхность изделия из фарфора, покрытую глазурью. Те виды красок, которые используются в данных вариантах росписи, имеют отличия в составе жидкого компонента. Компонент этот понижает температуру, которая способствует растворению краски до тех ее показателей, которые предполагает температура декоративного обжига фарфорового изделия.
Что касается обжига надглазурных высокотемпературных красок, или, как их называют, красок внутриглазурных, то он производится при температурах в 1200-1350°C. Данная температура воздействует на краску так, что она въедается непосредственно в глазурь, а это впоследствии позволяет при использовании посуды снизить воздействие на нее алкоголя и кислых продуктов. Здесь метод росписи, кстати, предполагает использование множества вариантов в выборе красок. Широкий выбор палитры обусловлен усовершенствованием печей, в которых проводится обжиг фарфоровых изделий около 1,5-3 часов, а это, в свою очередь, позволяет значительно снизить производимую на фарфор нагрузку. Столь быстрый обжиг обычно производится с использованием газовых печей.
Наиболее предпочтительным и распространенным является такой метод росписи, как роспись с использованием красок для обжига при низких температурах, которые достигают 700-900°C. При использовании этого метода палитра характеризуется необъятным разнообразием, однако имеет этот вид росписи и один существенный недостаток. Заключается он в том, что вплавление краски, используемой для росписи, является недостаточно крепким, а потому фарфоровая посуда или любое другое изделие из фарфора имеет все основания для риска возникновения повреждений на ней царапинами, моющими средствами или определенными продуктами. С учетом данной особенности такая фарфоровая посуда не предполагает мытья в посудомоечных машинах.
На сегодняшний день посуда столовая, из фарфора в частности имеет четкие ограничения по использованию для ее создания тяжелых металлов, а именно таких, как кадмий, медь, свинец и цинк. Здесь учитывается максимально допустимое их содержание. К сожалению, новые краски не могут обеспечить столь же яркой расцветки, которую предполагала используемая ранее свинцовая краска. Именно поэтому посуда столовая и изделия из фарфора, созданные гораздо раньше выглядят ярче современных их аналогов.
Из тех красок, которые используются для росписи фарфоровых изделий особое положение закреплено за группой красок, изготовленных на основе металлов благородного происхождения. Среди них самыми распространенными являются краски с золотом, реже применяют платиновую и серебряную краски. Часто используются золотые надглазурные краски, которые применяют при низкотемпературном обжиге изделий из фарфора, существуют также и золотые внутриглазурные краски.
Расписывают фарфор и позолотой глянцевой или матовой. Для обоих вариантов такая краска для росписи имеет вид жидкости черного или коричневого цвета с добавлением в нее 8-12% золота для глянцевой позолоты, а 18-30% - для золотой мелкой пыли с химически растворенным золотом для получения позолоты матовой. В процессе обжига изделия глянцевая позолота приобретает сверкание и блеск, не требуя необходимости обработки в дальнейшем. Для матовой позолоты характерно приобретение матовой структуры, полировка которой производится стекловолокном с пластиком либо с использованием морского песка для этой цели. Матовая позолота превышает в 6 раз толщину глянцевой позолоты, потому можно утверждать о ее большей устойчивости и декоративности.