Украшения для фарфора
Сегодня роспись фарфора производится при помощи нескольких способов, к которым относится подглазурная роспись и роспись внутриглазурная с применением высокотемпературного обжига, а также с помощью способа надглазурной росписи, предполагающей низкотемпературный обжиг. Подглазурная роспись фарфора предполагает нанесение краски непосредственно на так называемый бисквитный фарфор, после чего готовое изделие из фарфора покрывают прозрачной глазурью.
Роспись фарфора надглазурная производится при высокотемпературном и низкотемпературном обжиге, а нанесение красок производится непосредственно на глазурованную поверхность, над которой уже произведен обжиг.
Процесс обжига высокотемпературных фарфоровых красок для надглазурных работ производится при температурах в 820-870°C. Такая температура дает возможность произвести вплавление красок в глазурь, что впоследствии позволяет противостоять химическому и механическому воздействию, оказываемому кислыми пищевыми продуктами и алкоголем. Данный метод росписи фарфора позволяет использовать больший объем набора красок.
Среди используемых для росписи фарфора красок особенно выделяются те из них, в которых состав предполагает использование металлов благородного происхождения. Самыми распространенными являются краски с основой золота, несколько реже применяется краска платиновая и серебряная. Наиболее часто применяются золотые надглазурные краски в процессе низкотемпературного обжига, однако существуют также и золотые внутриглазурные краски.
Часто фарфоровая посуда, статуэтки, вазы декоративные и другие изделия расписываются блестящей либо матовой позолотой, при этом для обоих случаев применяется коричневая или черная вязкая жидкость, в которой содержится 12-32% золота в дальнейшем в блестящей позолоте готового изделия. Также это может быть мелкая золотая пыль 52% с химически растворенным золотом – так создается фарфоровая посуда с матовой позолотой в росписи. Блестящая позолота получает собственный характерный блеск в результате обжига изделия, не требуя после проведения дополнительных действий по обработке. Позолота матовая даже после проведения обжига матовой и остается, после чего ее полируют с помощью стекловолокна из морского песка или пластика. Полировка также позволяет воспроизвести узор с характерным блеском непосредственно на матовой поверхности. В толщине матовая позолота фарфора превышает толщину, характерную для блестящей позолоты в 6 раз, что, соответственно, делает матовую позолоту более устойчивой и декоративной. Золотая матовая краска кроме непосредственно золота содержит также и иные благородного типа металлы, добавляющие краске оттенок.
Различают два совершенно различных типа декора: рельефный декор либо же пластическим методом налепливаемый декор с росписью.
Декор рельефный вделывается в материал предмета с помощью граверного метода, перфорации или методом рельефообразных завышений. Производится отлив предмета в формах с рельефом либо рельеф (пластические элементы декора) формуется в отдельности, после чего их приклеивают. В частности, вазы декоративные в большей степени соответствуют применению данного метода декорирования. Исполнение красочного декора производится под глазурью или же над ней. В процессе подглазурной росписи, что в частности характерно для китайского фарфора, краски, содержащие благородные металлы наносятся сначала на черепок, после чего производится обжиг непосредственно с глазурью.
Старейшей надглазурной техникой является роспись, производимая с помощью эмалевых красок, характерной особенностью которых является ограниченность палитры. Рассуждая о твердом виде фарфора, следует отметить, что такого типа краски нередко выделяются пластически на самой поверхности глазури, потому как обжиг при высокой температуре не может быть произведен, потому, соответственно, не производится соединение с глазурью.
Краски на мягком фарфоре достаточно часто расплавляются с глазурью, сливаясь с ней. Муфельные краски, как и позолота, также наносят на глазурь. Данный вид красок, называемый муфельными, является буровой глазурью или же свинцовой глазурью, окрашенной посредством окислов металлов, чье плавление производится при воздействии низких температур.
Глазурь, содержащаяся в краске, в действии схожа с плавнем – соединение происходит таким образом, что при жаре краска не выступает, соединяясь с фоновой глазурью. Обжиг производится при воздействии температур в 600-800°C.