Загадка Востока
Англоязычное население считает как фарфор, так и Китай близнецами-братьями, ввиду того, что дословно они определены одинаково названием «china». Именно китайцами, ориентировочно еще в VI веке, следовательно, за тысячу лет до начала его производства в Европе.
Достаточно долго фарфор был одной из наиболее желанных и в то же время запретных загадок Востока для владык Запада. Около тысячи лет назад в Китае использовались очень дорогие нефритовые чашки. Долгие годы поисков и неудач привели, тем ни менее, китайских гончаров к созданию материала, превосходящего столь дорогой материал, как по качеству, так и по доступности и легкости обработки. Им и был фарфор. Еще долгое время его название определялось исключительно подражанием «подражателем нефрита». Сам «китайский секрет» заключался в хранении в секрете сырья для него. Провинция Цзянси обладала огромными запасами «фарфорового камня», который представлял собой горную породу на основе слюды и кварца. Фарфоровая масса изготавливалась из брикетированного порошка такого «фарфорового камня» под названием «пе-тун-тсе» с каолином, который наделяет готовое изделие необыкновенной белизной. Каолин, кстати, также в избытке имелся в этой провинции. Для пластичности массу выдерживали по нескольку десятков лет. Глазурь составлялась из нескольких слоев различного уровня прочности, что придавало необычайный матовый блеск. На основе данного материала создавалась не только фарфоровая посуда, которую, кстати, ежегодно получал один только императорский двор в количестве 31000 блюд, 18000 чашек и 16000 тарелок с изображением драконов. Из фарфора делались беседки и скамейки, в 1415 году и вовсе была возведена Нанкинская пагода. Создавались также и специальные сосуды, выполняющие функции музыкальных инструментов, постукивание по стенкам которых с использованием тонкой палочки создавало мелодию. В XVII веке Китай посетил миссионер, целью которого было выведать чудесный секрет приготовления фарфора. Им был Д. Антреколл. Так или иначе, все, что он смогу выведать – это небольшая толика знаний, элементарные детали которых никоим образом не могли послужить твердой основой для открытия производства. Не отставала от шпионской деятельности и Россия. Здесь, при оплате достаточно большой суммы денег, был подкуплен один китайский мастер, выдавший промышленнику из Сибири Курсину секрет фарфора. Но, вероятно, хитрым китайцем что-то да не было договорено, потому, как Курсин так и не смог изготовить фарфор, несмотря на собственноручно проводимые опыты по его производству. Остается только лишь догадываться, сколько неудачных попыток за столь долгое время было проведено, однако, секрет все-таки был выведан, но, что интересно, его мастер так до сих пор и неизвестен. С начала XV века крупнейшим центром производства фарфора, направленным на обеспечение нужд двора императора и для вывоза стал город в Китае, Цзиндэчжэнь. Во времена эпох Мин и Цин, длившиеся с 1368 по 1911 годы, мастерами создавались уникальные выдающиеся вещи, в числе которых и фарфор, фарфоровая посуда и утварь, чья невесомость, хрупкость и изящество сравнимы лишь с яичной скорлупой. Со времен династии Хань, длившейся с 206 года до нашей эры и до 220 года нашей эры, как китайская керамика, так и фарфор, в огромном количестве экспортировались в Японию, Индонезию, Корею, Филлипины, Африку, Индию, а также в континентальные страны Европы. Португальские мореплаватели поспособствовали попаданию изделий из фарфора в Европу. Красками, которые способны были переносить высокую температуру при обжиге, на тот момент были гематит и кобальт, отделка с помощью эмалевых красок стала использоваться уже с XVII века. Примерно в 1700 году преобладавшим цветом таких красок, которыми обладал столовый фарфор и изделия из фарфора, был зеленый, что повлекло использование для изделий из фарфора термина «зеленое семейство». Далее последовал розовый, что, соответственно, определило термин «розовое семейство» для фарфора с данным декором. Отдельными этапами истории развития китайского фарфора обозначаются названия изделий, соответствующие этапам правления той или иной правящей династии. В 1500 году изготовление фарфора усваивается японцами. Уже с их изделиями Европа смогла ознакомиться в XVII-XVIII веке, когда голландцами они были захвачены по пути от гавани под названием Арита, что в провинции Хицэн. Этот фарфор носил название «имари». Его качество заметно уступает фарфору китайского производства, но по части декора изделия выглядят гораздо богаче и разнообразнее – без учета красок, которые использовались китайцами, декор японского фарфора заключал использование в себе золота. Начиная с XIII века, китайский фарфор попадал в Европу чуть ли не спорадически, и уже здесь европейские ювелиры вставляли его в оправу. Наравне драгоценностями, он хранился в дворянских, монастырских и церковных сокровищницах. Временами китайский столовый фарфор и изделия из него и в прямом смысле ценились на вес золота, когда их продажа осуществлялась на вес. Привозной фарфор считался редкостью, фарфоровые черепки носились дамами в качестве бус, одетые на золотую цепочку.