Определение качества фарфора визуальным методом. Часть 1
Керамика является одним из самых древних материалов, которые используются для изготовления посуды, а также различных художественных изделий. Как положительные свойства в ней можно отметить такие, как термостойкость, прочность, химическая и экологическая безопасность и, собственно, эстетические показатели.
Керамикой называются изделия из глины либо глинистых веществ, с добавлением минеральных добавок либо без них, которые получены методом формирования с последующим обжигом. После этого керамику покрывают глазурью, что улучшает ее потребительские свойства.
Производство керамики включает в себя использование следующих материалов:
- материалы пластичные, такие, как каолин (мономинеральная порода, основой которой является каолинит) и глины;
- отощающие материалы, которые позволяют снизить усадку во время сушки и обжига –глинозем, кварцевый песок, шамот, бой фаянса и фарфора;
- плавни, которые снижают температуру при спекании, создавая стекловидную фазу – пегматит и полевой шпат;
- материалы, используемые для глазури.
1. Факторы, являющиеся основой формирования потребительских свойств и качеств керамических изделий – методы формирования, виды керамики, виды декорирования
Строение керамики формирует ее типы, такие, как тонкая керамика и грубая керамика. Тонкая керамика имеет стекловидный либо мелкозернистый черепок, а основными ее видами являются фарфор, фаянс, полуфарфор и майолика. Грубая керамика представляет собой крупнозернистый черепок, представляя вид гончарной керамики.
В основе фарфора находится спекшийся плотный черепок белого цвета, либо голубоватого оттенка. Водопоглощение его достаточно низкое, достигает 0,2%. Постукивание по нему создает мелодичный высокий звук. Тонкие слои фарфора могут просвечиваться при поднесении к яркому источнику света. Краешки бортиков либо основания фарфорового изделия глазурью не покрывается. В качестве сырья для производства фарфора, как уже было указано, используется полевой шпат, песок, каолин и прочие добавки. Готовые изделия из фарфора, такие, как фарфоровая посуда или столовый сервиз в большей степени пользуются среди коллекционеров, нежели в ежедневном использовании в быту.
Для фаянса характерно наличие пористого белого черепка, имеющего желтоватый оттенок. Его пористость достигает 9-12%, что требует покрытия изделия бесцветной глазурью, имеющей невысокую термостойкость. Фаянс используется как материал, идеально подходящий для такой посуды, как столовый сервиз, а также посуды для ежедневного использования. Сырьем, используемым в производстве фаянса, являются беложгущиеся глины, в которые добавляют кварцевый песок и мел.
Свойства полуфарфора позволяют ему оказаться между фарфором и фаянсом. Полуфарфор имеет белый черепок, уровень его водопоглощения колеблется в пределах 3-5%. Конечно, фарфоровая посуда достаточно популярна, однако, качество полуфарфора позволяет получить не менее привлекательную, в конечном итоге, посуду.
Майолика представляет собой черепок пористый, с водопоглощением в пределах 15%. Изделия на ее основе имеют очень гладкую поверхность, обладают блеском. Толщина стенок достаточно низкая. Поверхность изделий покрывают цветной глазурью, возможно – с добавлением декоративных рельефных украшений. Изготавливается майолика методом литья, на основе сырья из беложгущейсяглины (как результат – фаянсовая майолика), либо же красножгущейся глины (майолика гончарная), а также мела, плавней и кварцевого песка.
Гончарная керамика представляет собой черепок, имеющий красно-коричневый цвет (ввиду использования красножгущейся глины), обладающий высоким уровнем пористости и водопоглощением в пределах 18%. Готовые изделия могут быть покрыты бесцветной глазурью либо расписаны ангобами (цветные декоративные краски). Этот вид керамики представлен в качестве хозяйственной и кухонной посуды, а также декоративными изделиями.
Производство керамических изделий, как процесс, включает в себя несколько этапов: подготовка материалов и сырья, создание керамической массы, механизированное либо ручное формирование (либо полусухое прессование, либо литье), сушка и корректировка, процесс первого обжига, покрытие глазурью, политой обжиг и создание декоративных элементов.
Качество изделий из керамики художественной направленности можно определить несколькими техническими показателями, такими, как долговечность, внешний вид и то, соответствует ли изделие своему назначению. Различные стадии процессов в изготовлении керамики могут иметь ряд дефектов производственного характера.
Дефекты, имеющиеся во внешнем виде, отражены на дефектах декорирования, глазури либо черепка. Дефекты черепка возникают на этапе заготовки массы, ее формировании (или литье), при сушке или при первичном обжиге. При механизированном или ручном формировании изделия используемые инструменты необходимо содержать в абсолютной чистоте.
Глазурьявляется глянцевидным сплавом, расплавленным слоем, имеющим толщину в пределах 0,12-0,40 мм на глиняном черепке. Наносится глазурь для покрытия изделия гладким и плотным слоем, а также для придания ему привлекательного вида и прочности. Кроме того, глазурь является гарантированным средством защиты декора от воздействий химического и механического характера, а также выступает гарантом диэлектрических свойств.
Декорирование является художественным оформлением уже готового изделия с использованием штампов, деколей и ручной росписи. Именно ручная роспись является самым дорогостоящим и трудоемким методом декорирования. Штампом пользуются при повторяющихся элементах и мотивах. Для того чтобы нанести штамп на краешек изделия, используют штемпельный ролик. Заключительным этапом обработки изделия является шлифование ножки и края изделия.